Комсомольская правда 13.02.82



Послесловие к фильму "АББА"



...В СИДНЕЕ дождь. Гром и молния, и свинцовые тучи над головой. Но вот на сцене появляется четверка "супершведов": Аннифрид в блестящих трусиках, Агнета в умопомрачительном трико, Бенни я Бьерн в золотых шарфиках.

 

"Привет, Сидней! Мы заставим вас забыть про дождь!"- обещает зрителям "АББА", я толпа испускает восторженный стон. Под бодрящие аккорды Фрида и Агнета стремительно мчатся по сцене, "заводя" публику гимнастикой показного экстаза. На их лицах - масса косметики и эстрадно-кинематографического счастья...

 

Так начинается фильм, повествующий о триумфальном пятилетней давности турне шведской поп-группы "АВБА" по Австралии.

 

Фильм длится один час сорок минут, и все эти один час сорок минут операторская камера цепко держит два плана: ритмично подергивающиеся трусики-трико певиц и искаженные судорогой восторга лица зрителей. На гарнир к этим основным блюдам подается история незадачливого репортера, пытающегося взять интервью у известной группы.

 

"АБВА" - самый ходовой товар на рынке поп-музыки" - сообщает репортеру его предприимчивый шеф. Ну а товар, пусть даже самый ходовой, нуждается в рекламе. И "АББА" получает рекламную "легенду": они очень просты, эти ребята из "АВБА". они почти застенчивы! Посмотрите, как мило тушуется Фрида от нескромных вопросов репортеров! А Бенни - свойский парень! Он даже собственноручно проверяет, удобно ли будет зрителям сидеть на пластиковых стульях во время концерта. Он добродушно позирует с толстухой австралийкой для любительского снимка!

Ну кто заподозрит в этих милых ребятах финансовых воротил, прибравших к рукам производство велосипедов, картинную галерею, нефтяные скважины, общественные бани Стокгольма и прочую доходную всячину?

 

Посмотрите, к примеру, на Агнету. Вот она на фото десятилетней давности - невзрачная девица с дешевым перманентом и щербинкой между зубами. Кто бы мог подумать, что маленькая телефонистка автомобильной фирмы, обернувшись блистательной поп-дивой, не ровен час заткнет за пояс сам автомобильный концерн "Вольво"!

 

Они такие же, как вы, но только подретушированные деньгами и успехом, уверяет легенда об "АББА". Легенда, рождающая в воображении обывателя дразнящий мираж преуспеяния. "Мы хотим "АББА"!" - скандируют юные австралийки и австралийцы с мученическими плачущими лицами и протягивают руки к своим кумирам. И "АББА" наклоняется к толпе, позволяя прикоснуться к себе, ощутить реальность их баснословного мифа, слегка, кончиками пальцев...

 

А затем "боги" покидают Австралию и держат курс на север. И мы ждем, что вот теперь-то на суровой земле Швеции, в краю, где темны леса и светлы озера, мы услышим, наконец, настоящую "АББА" - услышим песни, настоянные на прозрачной, кристально чистой гармонии шведской народной музыки, услышим язык, на котором говорили белокурые викинги, герои романтических саг.

 

Увы, наши ожидания напрасны. Ничего шведского в шведском фильме нет. Низвергнувшись прямо с небес в очаровательный скромный коттеджик, "АББА" приветливо машет нам ручкой...

 

ФИЛЬМ "АББА" был изготовлен режиссером Лаосе Хальстрёмом без особых творческих затей: сначала он смонтировал кадры, отснятые в австралийском турне, а потом нашпиговал полученную концертограмму сюжетом о репортере. В итоге весь сценарий уложился... в пять страниц машинописного текста. Получился рекламный ролик, верный законам своего жанра: минимум мысли творческой - максимум мысли коммерческой. Этот ролик

 

прокатился, в частности, и по нашим кинотеатрам. И надо сказать, оставил в недоумении немалую часть зрительской аудитории, задавшейся резонным вопросом: чего ради пригласил нас кинопрокат на это коммерческое шоу?

 

Предвижу, ответ самый невинный: развлечения ради... И, действительно, что дурного в том, что зритель после трудового дня развеется сладкозвучными песенками да полюбопытствует на анатомическое строение "звезд"? Вроде бы ничего дурного. Но мне лично этот вариант досуга напоминает ситуацию в плохом ресторане, когда услужливый официант, забаррикадировав столик клиента "горючим", желает ему "приятного отдыха", отлично зная, что клиент накачается и, не исключено, очнется в вытрезвителе.

 

"АББА". фантомасы, анжелики и "пустьговорящие" рафаэли накачивают клиента на свой лад: безвкусицей и пошлостью. И самое удручающее, что эта дешевая кинокарамель всякий раз подается на киноэкран как основное блюдо - заесть ее нечем. Рядом с "АББА" не стоит в кинорепертуаре ни одного мало-мальски серьезного, ни одного значительного зарубежного музыкального фильма, который дал бы зрителю возможность сравнения и выбора. Уверена - не в пользу "АББА".

 

Между тем такие фильмы есть.

 

НЕ ТАК давно на западном экране с успехом демонстрировался мультипликационный фильм "Желтая субмарина", соавторами которого были "БИТЛЗ" . Фильм имел ярко выраженную антивоенную окраску, острый социальный привкус.

 

Фильм "О, счастливчик!" - полная сарказма и горечи история адаптации личности в мире капитала, рассказанная под аккомпанемент прекрасных балладАлана Прайса ,- мелькнул на экранах кинотеатров лет шесть назад и бесследно исчез. "Слышавшие" об этом фильме и по сей день ищут его в киноафишах...

 

Этот список можно продолжить.

 

Я не знаю причин, по которым названные фильмы прошли мимо наших экранов. Думаю, большинство зрителей пребывает в том же неведении. Или хуже того - в приятном заблуждении, что "АББА" - лучшее, что есть сегодня в музыкальном кинематографе. Ведь зритель, особенно юный зритель, доверчиво полагает, что уж если выбрали за него, то, несомненно, выбрали лучшее, как же иначе? Стало быть, и АББАлваниться не грех...

 

Я не знаю, почему при выпуске лицензионного диска Адриано Челентано выбирается самая неинтересная его работа, к тому же англоязычная, тогда как певец этот стал знаменит своими родными итальянскими песнями, а не англоманскими.

 

Почему уже в третий раз с завидным упорством выпускаются диски все той же "АББА". Хотя вместе с приятными мелодиями группы тиражируются их сомнительные принципы: прыгай и танцуй, найди себе богатого жениха, деньги - все в этом мире!

 

Бенни Андерссон явно кривит душой, когда уверяет шведского журналиста, что они, "АББА", не вкладывают в свои песни ровным счетом никаких идей. В их песнях есть одна сверхидея - стать максимально ходовым товаром, угодить всем и вся, чтобы, не приведи господи, кто-то не прошествовал мимо "АББА" с застегнутым кошельком.

 

В репертуаре ансамбля - ни единственной песни на родном языке. Творческий почерк шведской группы явно страдает английским наклоном... К чему бы это? Уж не к тому ли, что так тоже легче продавать и быть проданным?

 

"АББА" - самый ходовой товар на рынке поп-музыки"... Товар, плотно упакованный в прокрустово ложе законов купли-продажи, законов, нивелирующих личность и упраздняющих творчество. Законов, по которым искусство - всего-навсего безропотная служка Его Величества Бизнеса...

 

- Я никогда не выскажу своих политических взглядов,- заявляет Бенни.

 

- Почему? - спрашивает его журналист.

 

- Да потому,- отвечает Андерссон,- что, если я объявлюсь "левым", моих песен не купят "правые" - и наоборот...

 

Этого интервью в фильме нет. Нет в нем курса акций концерна "АВВА". Не показан их стокгольмский дворец с золотыми и платиновыми дисками по стенам. Зато дважды в кадре - "хижина" на островах, где якобы написано большинство песен, лицемерно-дружеские улыбки "звезд" толпе, из карманов которой выкачиваются деньги, деньги, деньги...

 

Искусство кончается там, где начинается коммерция, эти слова известного американского исполнителя народных песен Пита Сигера - лучшее резюме к творчеству "АББА" ниже с ними.

 

К этим словам мне добавить нечего.

 

О. ДМИТРИЕВА







 drrockoff@mail.ru  , ICQ: 250519556 eXTReMe Tracker


Hosted by uCoz